Уже давно ведутся споры о схожести русского ТУ-154 и американского Боинга-727. На первый взгляд разница между самолетами действительно не читается. Да и габариты примерно одинаковы и появились они почти в одно время. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе и расставить все точки над «и» нужно углубиться в описание и историю каждого воздушного судна и выявить отличия данных моделей.
Описание и история создания Боинга 727
Первый полет американского прототипа произошел в феврале 1964 г. Согласно имеющимся данным, все основные узлы были разработаны инженерами компании Боинг. Заказ на самолет поступил от 3 основных авиаперевозчиков страны.
Последние хотели получить универсальный самолет, который сможет взлететь и приземлится даже в самом маленьком аэропорту страны. Поэтому основное внимание было уделено:
- размаху крыльев;
- возможности завершения рейса при отказе одного из двигателей;
- длине разгона и посадки.
Отличительной чертой стал встроенный трап, так как многие аэропорты, не имеющие регионального значения, не имели стационарных трапов.
Американец был укомплектован тремя реактивными двигателями 3 Pratt & Whitney JT8D-9 с максимальной тягой в 14500 фунтов (в переводе на российские стандарты 6577 кгс/м). Двигатели отличались излишней прожорливостью и шумностью. В последующих модификациях компания смогла исправить эти недостатки.
Впервые технология независимой электрической системы от наземного оборудования была применена именно в Боинге 727. Для ее обеспечения был установлен дополнительный газотурбинный двигатель самолета Боинг с генератором.
727-ой Боинг имеет одну модификацию. Хотя первая версия лайнера уже показывала впечатляющие показатели по экономичности и вместительности, заказов на машину по-прежнему было мало. Поэтому компания сконструировала вторую версию 727-го, который стал на 6 м. длиннее. Кроме добавления длины фюзеляжа по 3 м. в каждую сторону от основного шасси, остальные агрегатные узлы оставили без изменений.
Первоначально 727-ой должен был использоваться для перевозок внутри страны. Но модель получилась настолько удачным, что вскоре Боинг стал принимать заказы для всей Латинской Америки и стран Карибского бассейна.
Выпуск Боинга 727 продолжался вплоть до 1984 г. За это время было произведено более 1800 шт. На 2010 г. в эксплуатации находились еще 300 ед., в основном задействованных под грузоперевозки.
Боинг 727 занесен в Книгу рекордов Гиннеса. За 12 лет эксплуатации, услугами лайнера воспользовались более миллиарда человек.
Описание и история создания ТУ — 154
Гордость советского авиастроения ТУ-154, носящий среди пилотов гордое название «Аврора», был разработан для Аэрофлота для перевозки пассажиров на средние дистанции. Конструированием занималось бюро Туполева, производством Куйбышевский авиационный завод в Самарской области. Всего с учетом модификаций было произведено 998 ед.
И дабы унять споры о том, кто скопировал самолет, следует отметить, что изначально перед конструкторским бюро ставилась задача спроектировать воздушное судно, не уступавшее уже выпущенному в массовое производство американскому Боингу 727.
Первый полет лайнера произошел в 1968 г., а с пассажирами на борту по линиям Аэрофлота в 1971 г. Мировая общественность увидела ТУ-154 во время рейса в Берлин, приземлившись в международном аэропорту Шенефельд.
После двух лет активной эксплуатации, на основе 154-го начали производить модификации для грузоперевозок и военных целей. На тот момент, лайнер был самым быстрым пассажирским судном СССР.
Вообще ТУ – 154 в чистом виде было не так много. Уже в 1975 г. у инженера из Туполева увидели возможность для модификации лайнера. В том же году мир увидел ТУ-154Б, который стал на основную сборочную ветку завода. Вместо стоявших на 154-ом двигателей НК-8-2, были установлены НК-8-2У, что позволило увеличить скорость, тягу и полезную нагрузку.
Модификации легендарного самолета до сих пор эксплуатируются некоторыми авиакомпаниями и военными. Последняя модификация ТУ-154 сошла с конвейера в 2012 г.
Для тех, кто не успел увидеть Аврору в живую, есть замечательная возможность увидеть самолет на ВДНХ. Один из списанных лайнеров был переоборудован в музей.
Где лучше провести отпуск: Сейшельские острова или Мальдивы можно прочитать здесь
Сравнительная характеристика самолетов
Чтобы понять, на каком самолете безопаснее, проведем сравнение Боинг 727 и ТУ 154
Сравнительные характеристики | Боинг 747 | ТУ – 154 |
Форма фюзеляжа | Узкий | Узкий |
Длина корпуса | 40.59 м | 48 м |
Высота хвоста | 10.36 м | 11.4 м |
Длина крыла | 32.9 м | 37.75 м |
Диаметр фюзеляжа | 3.76 м | 3.8 м |
Площадь поверхности крыла | 157.9 м.кв. | 202.2 м.кв |
Угол крыла относительно фюзеляжа | 32 град. | 35 град. |
Количество пассажиров | 131 | 164 |
Полезная нагрузка | 68946 кг | 94000 кг |
Вес пустого самолета | 39.7 т | 51 т |
Крейсерская скорость | 926 км/ч | 900 км/ч |
Высота полета | 11400 м | 11100 м |
Дальность полета | 3056 км | 3900 км |
Тяга двигателя | 6577 кгс | 10500 кгс |
Рыбий жир и Омега 3:разница, чем отличается, характеристики
Чем отличается кальцинированная сода от пищевой: что это такое, применение можно прочитать здесь
Партии Республиканцев и демократов в США: в чем разница и отличия: https://gderaznica.ru/social/partii-respublikancev-i-demokratov-ssha.html
Выводы
- Американский Боинг не копия советского 154-го. Такой вывод можно сделать исходя из даты создания лайнеров. Американец совершил первый полет на 4 года раньше.
- Советский самолет ТУ-154 не является полной копией американского Боинг-747. Изначально цель проекта ТУ-154 была превзойти Боинг по всем показателям. Что частично и удалось сделать. Советские инженеры спроектировали более габаритную машину, с большей грузоподъёмностью и вместительностью. Так, советский лайнер вмещает в себя на 30 пассажиров больше, а полезная нагрузка на 30 тонн больше. В защиту американца стоит упомянуть, что изначально он проектировался с приоритетом на компактность для захода в маленькие аэропорты.
- Оба самолета достойные представители своего класса. Каждый был передовым лайнером своего времени и использовался вплоть до конца ХХ в. Обе модели имеют несколько удачных модификаций, которые до сих пор находятся на службе у военных и коммерческих авиакомпаний.
Видео на тему, Боинг — 747 и ТУ — 154 в полете:
Как можно писать что они появились, «почти» в одно и то же время?
Это с какой позиции оценивается? В общем по истории Земли?
Ту-154 выпущен на 9 (!) лет позже.
И не надо тут врать, это 100% плагиат. Да, немного допилили, но даже окна все без исключения полностью повторяются.
То, что Ту может унести 180 пассажиров это вовсе не плюс, а гигантский минус, людей насажено как сельдей в бочке, сидеть неудобно, багаж располагать неудобно, входить и выходить неудобно, слишком тесно.
При той же конструкции Боинга расстояние между сидениями более чем вдвое больше, чемв Ту.